Макс Пастухов Интересные мысли о практике бизнеса. Только мой опыт, без цитат и "книжных" истин.

18Янв/1224

Слишком маленький

Вот разговариваю я с кем-нибудь о практике бизнеса. Привожу примеры. Конкретные. Факты.

А последним аргументом в споре почему-то часто является: "Ну, ты знаешь, у тебя же маленький бизнес, о чем нам с тобой еще разговаривать?"

Да, серьезный аргумент...

Тут сразу два варианта возникает:

1. Либо человеку кажется, что несерьезно зарабатывать мало денег. Лучше больше, в большой компании.

Ну так я и не ради денег бизнесом занимаюсь. Я им занимаюсь ради свободы. Я и в бизнес-то пришел, по большому счету, ради свободы - убегал от аутсорса. И если бы жена не заставила денег заработать, так бы и сидел с копеечным продуктом, но - тоже свободный.

Да и деньги тут не совсем маленькие. Со старта - да. А когда пару лет долбишь в одну и ту же точку, удивительные вещи происходят. Конечно, яхты у меня нет. И лимузина - тоже. Но на хорошую, спокойную, свободную жизнь хватает. По крайней мере, я не гадаю о том, что буду кушать завтра.

2. Либо человеку кажется, что в малом бизнесе все по-другому. Как-то не так все, по-игрушечному, что ли.

Ну так любой большой бизнес был когда-то маленьким. И, становясь большим, он по сути-то не меняется. Как продавали какой-то продукт или услугу - так и продают. Какие были клиенты со старта - такие и есть. Разве что менеджмента больше за счет большего количества сотрудников.

А продукт и маркетинг - они те же, просто объемы другие. Или этот человек думает, что гугл или винда сильно отличались по потребительским свойствам и клиентской базе, когда компании были в 100 раз меньше? Не думаю.

Есть кто из большой компании развеять мои сомнения? Действительно ли есть столь кардинальные различия между "большим" и "маленьким", что при встрече со мной можно осторожно похихикивать? :)

UPDATE: Спасибо Максу Крайнову, который единственный из практиков большого бизнеса откликнулся на вопрос.

http://www.kraynov.com/2012/01/20/large-small/

В принципе, в чем-то я с ним согласен. Действительно, опыт в маленьком бизнесе может быть неприменим в большом. По крайней мере, опровержений этому я не имею, поэтому прислушаюсь к совету человека, который имел и малый бизнес, и большой. Так что, читая мои советы, "примеряйте" их на малый бизнес, а не на большую контору.

VN:F [1.9.13_1145]
Rating: 4.0/5 (5 votes cast)
Слишком маленький, 4.0 out of 5 based on 5 ratings

В друзья добавляю только тех, кого встречал лично, сорри. Виртуально пообщаться можем в моей группе:

Комментарии (24) Пинги (3)
  1. Кто тебя так расстроил в разговоре, интересно?:) Прям обида сквозит.

    VA:F [1.9.13_1145]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    • Да если бы один был, я бы еще нормально это воспринял.

      А тут реально практически каждый день натыкаюсь на людей, которые работают в большом бизнесе на какой-нибудь стартовой должности. Ну и пытаются «тыкать меня носом» в то, какое я гамно и как я вынужден за каждой копейкой бегать.

      А они тут и в жиру и начальники у них просто чудесные, и бонусы пенсионные, и вообще им похер, если контора развалится — они всегда свои деньги получат.

      И не понять им, что у меня драйв от этого. Мне нравится сама суть бизнеса. Его свобода, возможность самому выбирать направление развития того или иного продукта. Эксперименты. Отсутствие давления.

      Я-то это понимаю, но все равно после каждого подобного разговора на душе осадок остается. Когда тебе человек вполне откровенно говорит, что ему деньги платят запростотак и он всех вертел — неприятно. Как будто ботинок только что испачкал.

      VN:F [1.9.13_1145]
      Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
  2. не, я понимаю, о деньгах не принято спрашивать. Так что заранее извиняюсь. Ну тем не менее: А сколко денег получается заработать? Ну хотя бы порядок.

    VA:F [1.9.13_1145]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    • Порядок — примерно такой же, сколько я бы заработал по моей специальности и хобби (C#-программист) на oDesk.

      VN:F [1.9.13_1145]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
  3. Очень интересно, какой такой большой бизнес есть в Севастополе. Разве что на флоте? Каждый год туда езжу почти — вижу огромное количество людей, которые крутятся как могут, чуть ли не ларечники, половина сдает жилье в аренду — и где там большой бизнес да еще и с пенсионными отчислениями, да еще и с зарплатой «ни за что, за просто так»? Не Москва же ж и не попил нефти. Подробности расскажешь?

    VA:F [1.9.13_1145]
    Rating: 5.0/5 (1 vote cast)
    • Так я же в онлайне общаюсь. Блог-то я завел потому, что нет в Севастополе похожих на меня людей. Ну или не особо сильно искал.

      VN:F [1.9.13_1145]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
  4. >Ну так любой большой бизнес был когда-то маленьким. И, становясь большим, он по сути-то не меняется.

    Вот тут ошибка в твоей логике. Простое сравнение: DOS и Win. Первый от маленькой компании, второй от большой. Тоже самое с линухом, например. Думаешь, ubuntu развилась бы так, если бы за ней не были деньги?

    Если взять более близкие примеры, можно тоже увидеть корреляцию между ростом компании и изменением всего бизнеса, а не только масштабов.

    Яндекс, будучи мелким, был один из многих поисковиков. По мере роста основной упор у него стал на рекламу и сопутствующие проекты. Mail.ru уже давно не почта, скорее соц.направление и геймдев.

    Вспомни любой крупный бизнес в начале роста — совсем другие цели и ценности, нежели сейчас. Но все, что сказано выше, это слова про сам бизнес, а не людей в нем.

    А вот если тебе подобное говорит человек, который работает в крупной компании, но не владеет даже частью ее — это пустослов. Таких всегда можно заткнуть: «а у тебя лично какой бизнес? вообще нет? так о чем с тобой тогда разговаривать — ты же раб!» ;)

    VA:F [1.9.13_1145]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    • Немного не соглашусь. Компании стали большими именно из-за того самого, первого продукта. А уже став большими, стали делать какие-то новые продукты. Но, если бы они начали со «вторых» продуктов, возможно, тоже вырасли от маленьких до больших.

      Я практически не вижу в онлайне продуктов, которые не под силу малому бизнесу. Разве что действительно масштабных по финансам, но это уже вопрос наличия денег.

      VN:F [1.9.13_1145]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
  5. У малого и большого разное все: от парадигмы развития до конечных целей. Малый — это действительно больше способ не работать на дядю, не иметь начальника. Большой — это оперирование нишами на рынке, расширение влияния, захват власти и долей на рынке. Не стоит сравнивать и тем более не стоит обижаться. У каждого свой путь.

    VA:F [1.9.13_1145]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    • Спасибо за поддержку, но все равно «за державу обидно» :)

      VN:F [1.9.13_1145]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
  6. Человек, который просто так получает деньги, очень быстро теряет квалификацию. Придут тяжелые времена. Придет и новый антикризисный директор. И полетит «супер менеджер» на рынок труда. А от темы он уже отстал. Ленность его уже сожрала. Именно поэтому я сам себя уволил из большой компании в малый бизнес. Очень быстро мозг заплывает жиром.

    VA:F [1.9.13_1145]
    Rating: 5.0/5 (2 votes cast)
    • Ну и малый бизнес от этого панацеей тоже не является, особенно когда долгое время все хорошо :) Пару раз на себе это ощущал :)

      VN:F [1.9.13_1145]
      Rating: 4.0/5 (1 vote cast)
  7. Ох, сколько камментов )))

    «Сначала тебя игнорируют, потом над тобой смеются, потом с тобой борются, потом ты побеждаешь».
    - Махатма Карамчандрович Ганди.

    Ничего страшного, мне кажется.
    Если по сути — то да, в малом бизнесе есть штуки, которые не работают в большом. Ну и что с того? У тебя же работают, а «проблемы индейцев шерифа не этсамое».

    VA:F [1.9.13_1145]
    Rating: 3.7/5 (3 votes cast)
  8. Макс, не уж то ты ещё паришься по этому поводу? ))) Маленький и большой бизнес — это такой же элемент стратегии развития, как многие другие факторы. Большой или маленький бизнес — это не хорошо или плохо, это из серии надо или не надо? Меня раньше всегда удивляли клиенты, когда они говорили, что не собираются расти дальше. Ответ прост — разный объем бизнеса — это разные риски и разные прибыли, и очень часто рост бизнеса не дает такого же адекватного роста прибыли. Т.е. работаешь в 10 раз больше, рынок на 50% твой, но прибыли больше в всего в два раза, потому что появляются дополнительные издержки. И тут уже начинаешь думать, а стоит ли ради этого так напрягаться? В малом бизнесе есть очень веское преимущество — ты всегда можешь оперативно свернуться и перекинуться на другой кусок рынка и другие товары/услуги. Большой бизнес вынужден идти до конца и очень часто до своего конца.

    Я сам всё это пережил и если мне с упреком скажут — «Ну что с тобой разговаривать, у тебя маленький бизнес», я это восприму с улыбкой, человек явно не понимает о чем говорить. Но мне психологически в этом плане легче, я всё попробовал и мой «маленький бизнес» это мой выбор, а не потому что так получилось )

    VA:F [1.9.13_1145]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    • Кстати, да, про «свернуться вовремя» — это дельное замечание.
      Самому приходилось несколько раз «сворачиваться», запомнилось надолго :) А был бы бизнес «большим» — его бы уже просто не существовало.

      VN:F [1.9.13_1145]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
  9. вообщето… тут как бэ 2 разные штуки. и для начала нужно определиться с какой точки зрения идет просмотр того и другого и главное для чего? несравнимые вещи с точки зрения человека внутри того и того. с точки зрения процессов одна фигня, трубопровод, вход-выход. несравнимые вещи. задачи разные у конкретных людей.

    VA:F [1.9.13_1145]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
    • Не понял. Честно.

      VN:F [1.9.13_1145]
      Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
      • скорее я не понял в каком ключе идет сравнение большого и малого? Общий вход-выход? Или кто круче, тот кто владеет заводом или Айтиконторой? что сравниваем то?

        VA:F [1.9.13_1145]
        Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
        • Ну как бы в этом-то и вопрос.
          Что стоит сравнивать?
          Может, я не знаю чего-то, что стоит сравнить.

          VN:F [1.9.13_1145]
          Rating: 3.0/5 (1 vote cast)
          • давай, так. у тебя 100 сотрудников, ты делаешь. Антивирус. Фаервол. Антиспам. офис 1 здоровенный этаж. международные продажи. ну и подумай, чем бы лично ты занимался и сравни это с собой сейчас. мне кажется это очень разные были бы текущие мелкие задачи. ведь по идее речь о том о чем болит у конкретного человека голова и что он разруливать в состоянии

            VA:F [1.9.13_1145]
            Rating: 0.0/5 (0 votes cast)
  10. UPDATE: Спасибо Максу Крайнову, который единственный из практиков большого бизнеса откликнулся на вопрос.

    http://www.kraynov.com/2012/01/20/large-small/

    В принципе, в чем-то я с ним согласен. Действительно, опыт в маленьком бизнесе может быть неприменим в большом. По крайней мере, опровержений этому я не имею, поэтому прислушаюсь к совету человека, который имел и малый бизнес, и большой. Так что, читая мои советы, «примеряйте» их на малый бизнес, а не на большую контору.

    VN:F [1.9.13_1145]
    Rating: 0.0/5 (0 votes cast)

Leave a comment

(required)

Я стараюсь ответить на все комментарии, но иногда просто времени не хватает - мне ведь еще иногда и работать надо :) Так что заранее извиняюсь, если вдруг кому не ответил.

Если Вы желаете поспорить или с чем-то не согласны: Вам сюда.